Развитие аудиотехники неуклонно расширяет ассортимент устройств и компонентов для воспроизведения звука. Современные меломаны все чаще делают выбор в пользу «цифровых» настольных аудиосистем, состоящих из миниатюрных компонентов, не стесняющих владельца. За воспроизведение звука в таких системах отвечают компактные акустические системы или даже наушники. Место источника сигнала в аудиосистеме наших дней зачастую занимает даже не специализированный проигрыватель CD/SACD/Blu-Ray, а обычный компьютер, ноутбук или смартфон. Продвинутый меломан может выбрать в качестве источника новомодный медиа-центр с сетевыми функциями, берущий музыку из локальных хранилищ данных или глобальной сети Интернет. В общем, сегодня у меломана есть миллион возможностей и способов построить аудиосистему, удобную именно ему. Однако не стоит сбрасывать со счетов старые добрые технологии аналогового аудио, тем более что некоторые из них снова вошли в моду. Не зря многие эксперты называют последнее десятилетие эпохой «винилового» ренессанса. Спустя 50 лет после того как проигрыватели грампластинок доминировали в мире Hi-Fi звука, красивая винтажная внешность и аналоговая теплота звучания «вертушек винила» снова привлекают внимание любителей музыки.
СОБИРАЕМ СИСТЕМУ
В этом обзоре мы предложим вашему вниманию необычную систему – эксперимент, объединяющий высокотехнологичные настольные компоненты наших дней и ретро в лице проигрывателя виниловых пластинок. Настольный статус не означает, что приборы должны уместиться на столе, заняв его полностью, наоборот, требуются самые компактные устройства. Пришло время представить компоненты нашей аудиосистемы по отдельности. С большинством из них мы уже знакомились ранее, новичок тут один виниловый проигрыватель. Все межблочные соединения выполнялись кабелями немецкой компании Oehlbach.
Аудиосистема строится вокруг Oehlbach XXL DAC Ultra небольшого, но функционального устройства, которое является одновременно цифро-аналоговым преобразователем и усилителем наушников. Прибор оборудован современным асинхронным ЦАП с максимальным разрешением до 24 бит/192 кГц по входам S/PDIF и до 32 бит/384 кГц через USB. Достаточно мощный усилитель с двумя выходами под штекеры 6.3 мм собран на микросхеме TI TPA6120A2 и выдает до 80 мВт на 600-омной нагрузке. Подробности и впечатления о конструкции и работе Oehlbach XXL DAC Ultra можно найти в соответствующем тестовом обзоре. Мы же, отметив большой потенциал прибора, воспользуемся лишь его аналоговой частью.
За воспроизведение звука в аудиосистеме отвечают наушники KEF M500 стильные штучки в серебристом металле и черной коже, получившие первый приз Reddot 2013 за лучший индустриальный дизайн. Накладные модели с чашками закрытого типа имеют сопротивление 32 Ома и высокую чувствительность 103 дБ. Наушники легко складываются и в таком виде прекрасно подходят для путешествий. Однако высокий класс M500 позволяет подключать их к домашней электронике любого класса, как, например, в нашей аудиосистеме.
В модельном ряду Thorens TD 240-2 находится примерно в серединке списка проигрывателей: уже не начальный уровень, но цена все еще доступная. Удобно и то, что проигрыватель – полный автомат, то есть по окончании пластинки аппарат сам «паркует» тонарм и выключает мотор, также автоматически происходит и начало воспроизведения. По дизайну TD 240-2 мало отличается от прочих недорогих моделей компании: классическая прямоугольная форма стола, конструкция с виду простая, но на деле отработанная до мелочей в многочисленных предшественниках. Чтоб не пылиться, верх устройства целиком закрывается прозрачной пластиковой крышкой. Перед сеансом воспроизведения крышка поднимается и откидывается назад. Дополнительные сведения о конструкции проигрывателя Thorens TD 240-2 можно найти на соответствующей странице нашего каталога, здесь же мы приведем только основные детали: стол из MDF, алюминиевый опорный диск, пассиковый привод с электронным контролем, 3 скорости вращения. Модель укомплектована фирменным тонармом TP 19-1 с картриджем звукоснимателя TAS 267.
Как известно, проигрыватель виниловых пластинок нельзя подключать к усилителям напрямую, нужен специальный блок фонокорректора, подходящий к типу применяемого в «вертушке» звукоснимателя. Подобный модуль иногда интегрируется в усилитель, хотя в современных конфигурациях встретить его удается все реже и реже. Приходится использовать отдельный блок. Но это оптимальный вариант по качеству, так как специализированное устройство будет почти всегда лучше, чем сборная «все в одном». Для сопряжения проигрывателя грампластинок с усилителем наушников наша аудиосистема включает уже знакомый нам по предыдущим тестам фонокорректор Oehlbach XXL Phono PreAmp Ultra компактное устройство, выполненное в минималистском ключе и обремененное единственным переключателем (выбор типа звукоснимателя ММ/МС).
ВПЕЧАТЕЛЕНИЯ
В аналоговых аудиосистемах всегда очень большую роль играла уживчивость компонентов между собой. Проявляется ли между ними «симпатия» или они не чувствуют друг друга? В нашем случае межкомпонентные взаимоотношения упрощались за счет выбора усилителей одной фирмы и одной серии: фонокорректор и усилитель наушников Oehlbach заведомо сыграны друг с другом и имеют одинаковую манеру звучания. Однако оставался еще виниловый проигрыватель Thorens и наушники KEF: как они сработаются с немецкими аудиокомпонентами? К счастью проблемы совместимости обошли нашу систему стороной. Даже, наоборот, с первых тактов музыки мы почувствовали гармонию звука, трогательное и завлекательное исполнение.
Забегая вперед, отметим удачное сочетание компонентов. Проигрыватель Thorens TD 240-2 и усилители Oehlbach не впадают в чрезмерную мягкость и излишнюю теплоту звучания, слегка добавляя воспроизведению эмоций и немного подчеркивая фактурность образов. С KEF M500 мы также попали в масть. Детальность воспроизведения наушников, некоторая склонность к яркости вверху и внизу, в связке с аналоговым источником и электроникой Oehlbach вылились в достаточно ровный динамический баланс звучания всей аудиосистемы. К красивой середине с «сочным» вокалом примыкал рельефный, ритмичный бас и светлый, воздушный верх. Дисканты передавались в хороших подробностях, избежав завуалированности, свойственной многим аналоговым системам бюджетного класса. Очень достойно система подавала энергетику звука и непростые динамические контрасты. Где надо создавалась расслабляющая атмосфера, но в оркестровой классике или рок-музыке система заметно добавляла агрессии и масштабности (с некоторыми скидками на размеры музыкальной сцены, создаваемой наушниками). При этом система звучала очень музыкально, без надрыва, резкости и надоедливых сибилянтов. Можно сказать, что воспроизведение готовится по правильным рецептам: с одной стороны показана чувственная сторона и тембровое богатство музыки, с другой стороны соблюден тональный баланс и не забыта динамика звука на краях спектра, система умеет играть с огоньком.
В чем, собственно, мы видим главную силу получившейся аудиосистемы. Она преподносит преимущества аналогового аудио, не утрируя их, не слишком далеко отходя от манеры, привычной для меломанов, воспитанных уже в эру «цифрового» звука. Тут меломана важно подманить, не спугнув. Еще отметим, что состав аудиосистемы не ограничивает пользователя в выборе исключительно аналоговых источников звука. Напомним, что в Oehlbach XXL DAC Ultra встроен цифро-аналоговый преобразователь. С его помощью в систему можно привести к привычному в наши дни виду, добавив несколько цифровых источников. Например, подключить компьютер по USB и воспроизводить музыку с него, используя любой программный проигрыватель. Вот и получается, что предложенная аудиосистема обладает рядом неоспоримых достоинств: модная (так как включает в состав винтажный компонент виниловый проигрыватель), современная (компактная настольная система с возможностью приема аудио-сигнала по аналогу и цифре), звучащая (притом хорошо). Что еще надо?