Кинозал, о котором я расскажу в этот раз, не домашний. Демозал «Панорама», построен целиком и полностью с нуля компаниями «Homesound» и «Техно-Арт».
Но это, помимо показательной функции, еще и испытательный полигон. А нам этот зал интересен тем, что в нем изначально не заложена масса возможных конфликтов, часто встречающихся в домашних инсталляциях, пусть даже выстроенных профессионалами.
В чем разница между залом, который профессионалы строили для своих целей, и многими залами, встречающимися в домах и квартирах? На начальном этапе и то и другое — просто некие пустые пространства и объемы, ограниченные стенами и перекрытиями. Когда-то зал планируется в еще не построенном доме, а когда-то строится в уже имеющемся помещении. А вот дальше может возникнуть множество сложностей.
Изначально даже идеальный проект может претерпеть массу изменений, многие из которых не идут на пользу. Кто-то планирует интерьеры и отделку зала, подбирает мебель и обстановку, кто-то подводит туда электричество, прокладывает системы кондиционирования, а кто-то собирает систему, отвечающую за изображение и звук, а возможно, и за автоматизацию. И тут может быть масса конфликтов — далеко не все строители понимают, какие пропорции помещения должны быть в кинозале, дизайнеры часто не берут в расчет акустические свойства помещения или цвет и отделку стен, электрики и специалисты по кондиционированию могут также что-то не учесть.
Да и у владельцев нередко возникают пожелания, затрудняющие работу и ухудшающие результат. Зал же, о котором идет речь, как раз и интересен тем, что его делали специалисты для себя, от начала и до конца, и здесь все, начиная от отделки стен и заканчивая техникой, служит одной цели — создать хороший звук и хорошее изображение. Потому и стоит изучить то, что получилось во всех подробностях, ведь дотошность планирования и реализации даже в мелочах дают результат.
Конструктивно зал построен по принципу комната в комнате, со сложным каркасом и двойными стенами. Так же для обеспечения нужной звукоизоляции установлены специальные двери, изготовленные на заказ, и имеющие толщину, в несколько раз большую, чем обычно.
Дизайн и отделка зала могут показаться немного вычурными, но, во-первых, такой стиль вполне востребован в нашей стране, а потом, когда все сделано аккуратно, подобраны качественные отделочные материалы, хорошие ткани и натуральное дерево — даже некоторая яркость совсем не мешает.
Что важно — здесь дизайн полностью соотносится с задачами. Ткань — не просто ткань, она скрывает ниши и в стенах, и в потолке, в которых располагаются звукопоглощающие конструкции. А где-то, наоборот, ткань закрывает глухую стенку, сглаживая излишнее рассеивание.
Фактура стен и потолка также работает как своего рода рассеиватели и поглотители. Отделка, занавес, скрывающий экран, моторизованные красные кожаные кресла — ничего здесь не выпадает из общей концепции. По размерам же зал не так и велик, но пятеро зрителей в нем размещаются с полным комфортом.
Звук в кинотеатре построен по схеме 7.2. Вся акустика и сабвуферы встроены в стены и закрыты дверцами, обтянутыми акустической тканью. Использованная акустика и сабвуферы — производства американской компании Episode Speakers. Акустика эта встречается у нас редко, поэтому еще интереснее увидеть ее в составе готовой системы. В конструкции среди интересных моментов можно отметить внушительных размеров ленточные твитеры и наличие регулировок, которых явно больше, чем среднестатистически.
В качестве фронтальных каналов установлена пара Episode ES-HT950-IW-7 и с ними в паре — два встраиваемых пассивных сабвуфера EpisodeES-SUB-IW-DUAL8. Центральный канал — Episode ES-HT900-IWLCR-6, а все четыре тыловых громкоговорителя — Episode ES-HT950-IWSURR-6. Если посмотреть на размеры акустики и динамиков, то складывается впечатление, что для этого зала запас более чем достаточен.
Вся техника спрятана в объемном стенном шкафу. В некоторых случаях это решение спорное, но в нашем — вполне допустимое. И использованная аппаратура это позволяет — объем более чем достаточный для охлаждения, и вентиляция есть, правда, пассивная, но со своей задачей она справляется.
Что входит в состав спрятанной системы? В первую очередь, конечно, внушительных размеров усилители. Всего их три — 6-канальный Vincent SAV-P200, 2-канальный Vincent SP-994 и моноблок Vincent SP-995. Моноблок усиливает центральный канал, стереоусилитель работает на два сабвуфера, а 6-канальный усилитель — на всю оставшуюся акустику. За обработку сигналов отвечает AV-процессор Nuforce AVP-18, а источником служит мультиформатный проигрыватель OPPO BDP-93.
Переходим к изображению. Проектор, закрепленный под потолком кинозала — JVC DLAX35WE. Не старшая модель, но под размеры помещения этого аппарата вполне хватает. Изображение проецируется на моторизованный экран BARCO CV Screen 138 Tensioned.
По питанию системы было сделано следующее — проложена выделенная линия и подключен сетевой фильтр-разветвитель Isol-8 Sequential.
О прокладке кабелей авторы проекта позаботились отдельно. Для полноты картины можно упомянуть не только то, какие кабели использованы, но и сколько этих кабелей потребовалось: больше 100 м акустического Black Rhodium, несколько десятков метров также акустического кабеля Accustic Arts и немногим больше 50 м сигнального кабеля Black Rhodium.
И то верно, если делать хорошо и для себя, то на кабельной теме экономить не стоит точно, в сравнении со всей прочей техникой и работами по помещению это совсем небольшие затраты, но на результат влияют существенно.
Остается система управления и автоматизации. Казалось бы, ничего сложного — четыре диммированных световых зоны, контролируемые при помощи систем Lutron, и несколько сценариев управления кинотеатром. Здесь для реализации управления понадобился процессор RTI XP 8s и планшет iPad, на котором установлено специальное приложение и реализован управляющий интерфейс. В целом — ничего лишнего и все понятно интуитивно. Впрочем, эта состыкованность и выверенность в мелочах свойственна всему, что собрано в зале. Именно нюансы и делают систему цельной.