Флагман, который впишется даже не в самый бездонный бюджет
Акустика Concentro стала для ELAC своеобразным манифестом. Суть послания проста: для настоящего мастерства нет ничего невозможного, и степень совершенства наших колонок определяется исключительно вашими финансовыми возможностями.
Со 140-килограмовыми исполинами ростом 168 см мы уже познакомились и выяснили, что помимо почти восьмимиллионного ценника, круг их потенциальных обладателей сужают весьма серьезные требования к объему и акустической подготовке помещения. Другими словами, в средней жилой комнате эти колонки полноценно играть не будут. А раз так, налицо потребность в по-настоящему высококлассной, но более демократичной акустике, как бы парадоксально эта фраза ни звучала на первый взгляд.
Пополнение в благородном семействе
Так уж устроен этот мир, что модели высочайшего класса (о чем бы ни шла речь) доступны очень немногим. Но это вовсе не означает, что настоящие ценители, несколько ограниченные в средствах или жизненном пространстве, должны довольствоваться ширпотребом. Именно поэтому у Concentro стали появляться близкие родственники, а имя модели, превратилось в название целого семейства.
На данный момент линейка включает четыре напольные колонки, а также полочники и АС центрального канала. И сегодня речь пойдет о самых малогабаритных и доступных башнях — разумеется, по меркам ультраэлитарного семейства ELAC Concentro.
На самом деле S 507 представляют собой весьма солидные 4-х полосные системы с семью (!) динамиками. Высота корпуса 122 см, масса каждой колонки 37 кг — иными словами, никаких компромиссов по части массогабаритных показателей тут нет и в помине.
Искусство стоять на каблуках
Электроакустические таланты инженеров ELAC ничего кроме безоговорочного уважения никогда не вызывали. Качество сборки и отделки корпусов тоже всегда было на высоте, да и в плане оформления чувствовалась работа серьезных профи. Но лично у меня иногда возникало ощущение, что прогрессивные дизайнерские тренды обходят северный город Киль стороной. А потому внешний вид колонок ассоциируется со слоганом другого знаменитого немецкого бренда — «Quadratisch. Praktisch. Gut!» Ну, вы помните, конечно же.
Так вот, период параллелепипедов в истории ELAC благополучно завершился, а с появлением Concentro (и обновлением остальных линеек) стало понятно, что теперь дизайнеры действительно способны на высший пилотаж.
Интересно, что по форме корпуса Concentro S 507 существенно отличается от более крупных Concentro и Concentro M. Монументальный овал на литом алюминиевом постаменте уступил место конструкции не менее сложной, но более утонченной и изящной. Только не подумайте, что старшие Concentro смотрятся менее презентабельно. Просто оба эти арт-объекта выполнены в разной стилистике, ведь им предстоит существовать в пространствах принципиально разного объема и формата.
Узкая передняя панель S 507 к верхней части слегка запрокидывается назад. Широкие боковины как бы стягиваются к тыловой панели, а дно корпуса довольно резко уходит вверх и опирается на две тонкие металлические опоры. Аудиофилы окрестили их каблуками — и действительно, по изяществу форм эта акустика вполне может соперничать с модными туфлями.
Только в отличие от экстравагантных кутюрье, технический дизайнер не может себе позволить творить красоту в отрыве от практической ценности. Так что отсутствие параллельных плоскостей в корпусе обусловлено борьбой с внутренними резонансами, а свободное пространство под «каблуками» — желанием вывести порт фазоинвертора вниз и облегчить расстановку АС в комнате.
Кстати, похожее расположение порта, правда, не в столь изысканном оформлении, получила и акустика серии Vela.
Верность идеалам
Несмотря на радикальное изменение формы, набор динамиков и акустическая схема «пятьсот седьмой» полностью соответствуют принципам построения старшей референсной модели. Излучателей на лицевой панели не два, как может показаться на первый взгляд, а три. Коаксиальная сборка stepX-JET объединяет фирменный ленточный твитер JET 5 и среднечастотник с алюминиевым диффузором. Собственно, от соосного — концентрического —расположения этих драйверов и пошло название Concentro.
Напомню, что высокочастотник, работающий по принципу акустического трансформатора Хейла — один из краеугольных камней звуковой философии ELAC. Сложенная вручную полимерная гармошка, помещенная в мощное, идеально равномерное поле плоского неодимового магнита, выдает максимально линейный и динамичный саунд на частотах вплоть до 50 кГц.
Еще одна ключевая фирменная фишка — двуслойные диффузоры средне- и низкочастотных динамиков, склеенные из тонкого алюминиевого листа и целлюлозы. Так удается объединить торсионную жесткость, противостоящую деформациям, и эффективное подавление резонансов в достаточно широкой частотной полосе.
Ниже коаксиала установлен 18-см мидбасовый драйвер. Он вооружен продвинутой версией двуслойной диафрагмы, получившей название AS-XR (Aluminium Sandwich — Extended Range). Его алюминиевая поверхность имеет сложную объемную структуру, напоминающую грани кристалла. Она дополнительно усиливает стойкость к паразитным изгибам и обеспечивает чисто поршневой характер движения во всем рабочем диапазоне головки.
Басовая секция содержит целых четыре 15-см вуфера, размещенных на боковых поверхностях корпуса. Работают они в режиме push-push/pull-pull, поэтому разнонаправленные волны не позволяют разгуляться низкочастотным вибрациям в корпусе. Сам кабинет выполнен из толстых панелей MDF и усилен несколькими внутренними перегородками. Отделан он может быть чёрным или белым рояльным лаком.
Границы и переходы
Структурная схема Concentro S 507 получается непростой, но абсолютно логичной. За сверхвысокие и высокие частоты отвечает ленточный твитер, на 2,6 кГц передающий полномочия соосному алюминиевому диффузору, тщательно согласованному с ним не только по фазе, но и по динамическим характеристикам.
С 400 Гц в работу включается металлобумажный мидбас с граненой диафрагмой Crystal Membrane, а ниже 120 Гц к делу приступает четверка 15-сантиметровых вуферов, также построенных на алюминий-целлюлозном сэндвиче. Их суммарная площадь излучения и объем корпуса достаточны для работы вплоть до 24 Гц. Данное значение получено в соответствии со стандартом IEC 268-5, то есть по уровню -10 дБ.
Как видим, границы раздела насколько возможно сглажены подбором близких материалов излучателей, так что резких тональных скачков на них не предвидится. Чувствительность у нашей семидрайверной конструкции получилась не слишком высокой (88 дБ), а импеданс на 360 Гц снижается с номинальных 4 Ом до 3, так что к выбору усилителя стоит подойти особенно внимательно.
В тестовом сетапе использовался Plinius Reference A-150 — высококлассный аппарат мощностью 220 Вт на канал (4 Ом), умеющий работать в классах А или AB и выдающий на нагрузку ток до 50 ампер. В связке с ним трудились предусилитель референсного класса Plinius RM-10 и ЦАП Stellar Gain Cell от PS Audio. Акустические провода — Nordost Heimdall 2.
От гармошки до органа
Прослушивание началось со старого доброго чикагского блюза. «I’m Ready» Мадди Уотерса (ремастер Epic 2004 года) зазвучал весьма бодро и по-хорошему ярко. Ритм-секция, губная гармошка и, конечно же, гитара гармонично сплетали мелодию, абсолютно не оттеняя и не перекрикивая друг друга. Инструменты звучали настолько живо, как будто кто-то открыл дверь в студию, где действительно играют музыканты.
Партии инструментов после ремастера радовали завидной для 1978 года динамикой и разрешением, чего не скажешь про голос Мадди. Звукорежиссеры явно не решились браться за него всерьез. Между тем, легендарному блюзмену на момент записи было уже 65, и очень похоже, что пел он в олдскульный ленточный микрофон.
Так вот, это легкое несоответствие в заводном блюзовом драйве Concentro S 507 раскрыли просто с хирургической точностью, но без медицинской отстраненности. Звучание оказалось по-настоящему живым: рельефным, богатым обертонами и безупречно детальным, однако ничуть не жестким на верхах. Причем с увеличением громкости уровень искажений возрастал минимально. Это похоже на вождение быстрой мощной машины, которая просто провоцирует поддать газу, но сохраняет контроль над трассой даже на очень большой скорости.
Тестируя серьезную немецкую акустику, я всегда слушаю на ней Alphaville. Просто не могу себе отказать в удовольствии от идеального симбиоза. Вот и на этот раз возникло ощущение, что пластинку «Prostitute» сводили прямо на этих колонках. Излучатели Хейла известны отличным микроразрешением, так что на массе мелкой перкуссии и пространственных эффектов их таланты оказались просто незаменимы.
И еще один важный момент. «Пятьсот седьмые» комплектуются тремя парами сменных колец, изменяющими направленность коаксиального драйвера. С их помощью можно точно адаптировать пространственные характеристики (глубину и фокусировку) под геометрию и/или звонкость конкретного помещения. Одним словом, музыкальная сцена на Alphaville оказалась на редкость голографичной, с точным позиционированием и правильными масштабами инструментов и вокала.
Низкочастотная секция в это время тоже не простаивала. Четыре вуфера формировали плотную, энергичную и подвижную басовую основу. Причем для этого не потребовалось огромное пространство, жизненно необходимое старшим Concentro. Понятно, что в нашем случае диапазон ниже 35 Гц оказался куда менее энергоемок, однако в целом количество и качество басов впечатлило. Возможно, на клубных жанрах их даже придется немного приструнить, поэкспериментировав с положением АС в комнате.
Знак качества
Ничто так цинично не демонстрирует несовершенство любых колонок, как хорошие записи органных концертов. Поэтому напоследок ставим знаменитую Токкату и фугу ре-минор BWV 565 Баха (Гельмут Вальха, DeutscheGrammophon).
В готическом соборе я в ту же секунду не очутился, но в предоставленных комнатой масштабах саунд оказался очень убедителен. Удивительная для четырехполосной системы фазовая точность порождала открытое прозрачное звучание, в котором без труда считывались не только регистры, но и обертоны отдельных труб огромного инструмента.
Отличное разрешение по всему диапазону (за исключением самых глубоких низов, понятное дело), весьма достойная динамика и тщательная проработка пространства… Безусловно, перед нами акустика, достойная участия во флагманской эскадре Concentro. Вот только по цене и установочным требованиям она куда демократичнее своих компаньонов.
Число полос: 4
Количество динамиков: 7
Акустическое оформление: фазоинвертор, выведенный в пол
Воспроизводимые частоты (по стандарту IEC 268-5): 24 Гц – 50 кГц
Импеданс: 4 Ом (мин. 3 Ом на 360 Гц)
Чувствительность: 88 дБ/2,83 В/1 м
Частоты раздела полос: 120/400/2600 Гц
Номинальная продолжительная мощность: 240 Вт
Номинальная пиковая мощность: 300 Вт
Рекомендуемая мощность усилителя: 60 – 500 Вт
Габариты (ШхВхГ): 270х 1220 х 380 мм
Масса: 37 кг (каждая)